Monday, March 25, 2013

Как мы заставили собраться эти деньги

Этой зимой, которая никак не хочет заканчиваться, мы запустили «краудфандинговую» кампанию (от англ. crowd — «много людей» и funding — «жертвование денег хорошим ребятам») по сбору средств на наш новый альбом на сайте indiegogo.com/coockoo. Все это длилось 45 дней, это было прекрасное время, и за этот период мы поимели очень интересный опыт, которым стоит поделиться.

После всего пальцы еще долго просились вновь написать кому-нибудь сообщение с просьбой помочь, а ухо уже верно реагировало на звук от любого SMS, отзываясь в мыслях привычным «Ура, new contribution!»




Своими корнями эта история уходит глубоко-глубоко прямиком в то время, когда около года назад (больше) мы придумали классный анимационный клип для песни Pluto. Тогда мы решили, что круто не копить деньги (потому что долго), не искать (потому что надо слишком много), а пользоваться специальными сайтами, на которых все продвинутые ребята уже давно так собирают деньги на творческие и около- проекты. На необычные подставки под Айфон, например.

Смысл в том, что ты расписываешь в подробностях и привлекательно, чего тебе надо, и сколько на это хочется денег, делаешь наглядное видео, а тебе все отстегивают по копеечке. Взамен ты обещаешь отстегивателям какие-нибудь подарки, связанные с твоим проектом. В случае с музыкантами — например, концерт на кухне. Или текст песни с автографом на одухотворенной (от слова духи) салфетке. Или постеры. Или фирменные футболки. И пр. В случае с подставками под Айфон — придумайте сами, что. Таких сайтов очень много. Один из самых известных — kickstarter.com, на нем очень много подставок под Айфон. И не только; но на тот момент мы решили воспользоваться более музыкальным pledgemusic.com (чтобы читатель не запутался в ссылках и названиях, этих ребят, в последствии оказавшихся неподходящими, я покрашу в неподходящий зеленый цвет).

О российских сервисах речи не шло. Мы посмотрели «Бумстартер», например, и нас спугнула молодость ресурса, количество незавершенных проектов и качество некоторых (когда, отдалившись максимально от «родных» реалий, натыкаешься на то, как какая-нибудь певичка собирает себе какие-нибудь 100000 на микрофон, — сразу хочется убежать).

Интересно, что тогда мы очень много чего думали правильного и руководствовались логикой и здравым смыслом. Как выяснилось позже, наша логика и наш здравый смысл были симулянтами.


Правило №1. Видео — не главное


Когда мы в огромном количестве изучали проекты других ребят, мы смотрели их видео. Этот опыт, а также вышеупомянутая логика + там же упомянутый здравый смысл подсказали нам, что видео — это самая важная презентационная часть. Об этом даже на сайте написано было: поднимает шансы быть замеченным на много %. С одной стороны даже, это довольно правда.

Сначала мы сняли одно видео («Привет, мы coockoo, придумали мультик; дайте»), потом полностью его переделали, потом потратили время на создание проекта на сайте (с модераторами Pledgemusic пришлось буквально торговаться о собираемой сумме).





Все это в целом длилось несколько месяцев подряд. То время, когда нужно было уже нажать кнопку «запустить кампанию», оказалось очень близким ко времени, когда я решил написать этот пост. Иными словами, наша следующая, очень важная задача — запись третьего альбома — уже стояла, готовая, смущенно улыбалась и вопросительно смотрела. И мы решили отложить неприоритетный клип на потом и сконцентрироваться на альбоме. Потому что альбом должен получиться самым крутым. Потому что мы очень хотим сделать все дико правильно.

И мы запустили новый проект. По нашим подсчетам нужно было собрать 21000 фунтов. В идеале больше, но мы решили не рисковать. В сумму входила подготовка демозаписей, аренда студий, звукоинженры, клип, PR и т.д.





















Жадные Pledgemusic были оставлены в стороне, и мы вновь вспомнили про Kickstarter. Однако оказалось, что для регистрации там нужно быть американцем или британцем. Самим нам было трудно ими стать за столь короткий период, и мы поговорили с нашим знакомым британцем. В конечном счете было решено не запариваться так сильно, не запаривать других людей и размещать проект на рекомендованном этим британцем Indiegogo.


Придумали описание, сняяяяяяяли видео (да, потому что на этот раз мы сделали его с 3-го захода), придумали подарки за разные суммы жертвований и, наконец, опубликовали.

Мы думали, что люди, заходя на страницу, поленятся читать длинные абзацы, предпочтут нажать play и, мало двигаясь, смотреть и вникать.
С одной стороны, как я сказал, с этим сложно не согласиться. Если только не:


Правило №2. Случайных людей не бывает


Сначала я хотел написать, что пока ты не Radiohead, например, или даже не кто-нибудь еще, тебе будут жертвовать только друзья. Однако работа полушарий подсказывает, что и крупным группам жертвуют также их друзья, в категорию которых в данном случае попадают все фанаты. Иными словами, постороннего человека (не знающего тебя или группу), зашедшего к тебе и пожертвовавшего, представить сложно, и таких, как правило, нет.

Из этого следует, что краудфандинговые кампании ориентированы на людей в теме. Если у человека будет желание пожертвовать, он пожертвует и без описаний и видео: сделает просто потому что знает тебя.




Нами было устроено настоящее Большое Писание. Писали всем своим друзьям: в Фейсбуке, ВКонтакте, по почте и из телефонной книги. Писали личные сообщения. Каждому. И благодаря этому все работало. Были казусы типа отключения счета PayPal через день после старта, но это теперь все мелочи. Хотя, об этой системе хочется писать много и гневно, но не стану обременять. Могу только сказать, что ребята из PayPal очень всерьез принимают всю эту тему с безопасностью.

В какой-то момент Indiegogo включили наш проект в свою рассылку (как пример «стремительно развивающегося», наверно). Подписчиков, вероятно, у них много. Сколько случайных людей нам после этого пожертвовало? 4.



Правило №3. Люди не читают статусы


Это может показаться странным, но очень часто друзья не были в курсе проекта, несмотря на десятки сообщений в статусах и перепостах. В какой-то момент стало казаться, что мы заспамили свои ленты в соцсетях, но.
В общем, личные сообщения и переписка работают лучше всего. Боюсь предположить, сколько людей нас убрали из своих новостей.


Правило №4. ВКонтакте никто не дает


Денег, да. Это звучит стереотипно, но в обратном мы так и не убедились: в Фейсбуке по большей части сидят отзывчивые менеджеры-директора, а ВКонтакте бедные студенты или просто хрен знает кто. Когда при первом обращении молчит пользователь Фейсбука, ты думаешь: «Занят, наверно». Когда молчит ВКонтактовый, ты пытаешься вспоминить, а как вообще он попал в друзья.

Еще мы писали случайным фанатам наших групп в обеих соцсетях. Угадайте.
А еще совсем из экзотики: сделали статус-сообщение в LinkedIn. Почему они не сделают отель Linked Inn? Ах, да, статус принес аж 1 лайк.


Правило №5. Нужно правильно выбрать период


Тянуть мы особо не могли, но в скучной теории лучше запускать такие штуки, чтобы они не попадали на новогодние праздники.




























Правило №6. Нужно правильно выбрать валюту


А вернее, нужно просто сделать ее не в рублях, если есть возможность. Логика простая: человеку морально легче потратить «20 фунтов» нежели «1000 рублей». Если в случаях с мелкими платежами (AppStore, например: 1 доллар против 33 рублей) это все еще не так ощущается, то с крупными платежами валютная магия волшебнит вовсю. Иностранцы, извините.


Правило №6. Собрать деньги можно. И краудфандинговые сайты не нужны


По сути, все, что мы собрали, — деньги большинства наших друзей. Каждый получил просьбу помочь. И мы собрали нужную сумму. А тот каждый теперь получит подарок.

Естественно, мы не пользовались никакими сервисами по спам-рассылке и пр. Единственным массовым инструментом был сам Indiegogo, через который мы разослали всем участникам только финальное спасибо. Мы сидели днями напролет со своими «френд-листами». И френдам этим, конечно же, огромное спасибо.

По большому счету, мы так и не придумали толкового опровержения неожиданной, но позднопришедшей мысли о том, что все это можно собрать на своем личном сайте (т.е. не платя налог, в нашем случае — ребятам из Indiegogo) или просто давая друзьям реквизиты для перевода. Пару переводов мы так и осуществили. Краудфандинговые сайты могут давать поддержку рассылкой и через прессу, но, опять же, случайных людей либо немного, либо проект должен быть чем-то необычным-революционным. Например, летающая подставка под Айфон. Или подставка под Айфон на Андройде.

Отдельно стоит заметить, что все люди реагировали очень разнообразно, и, кажется, мы прошли через все типы реакций.

Примерно 3/4 всех наших друзей любезно откликнулись на призыв помочь. И очень примерно половина из откликнувшихся превратилась в помогших. Т.е. имей 100 друзей, и тебе легче будет собрать 100 рублей. Или 1000. Или фунтов. Наши друзья оказались очень хорошими.

Пожертвования были от 1 до иногда 500 фунтов. В основном, люди либо говорили что-нибудь из серии «Привет. О, молодцы, помогу!», либо не отвечали.




Были те, кто отвечал на вступительные приветы, и когда дело доходило до просьбы, пропадали. Небольшая часть из них при повторном обращении либо говорили что-нибудь абстрактное и отшучивательное, либо обещали перевести деньги (и не переводили).

Некоторые проявили настоящий энтузиазм и очень много давали советов и рекомендаций (и, конечно, не переводили). Кто-то опасался кризиса. А кому-то вообще не было смысла писать (но мы писали). То, с каким воодушевлением, бодростью и предвкушением мы все это делали, не поддается описанию, и каждая переписка была очень важна и волнительна для нас.

В целом было довольно много адекватных людей, кто, не имея возможности, прямо об этом сказал или просто как-то по-человечески ответил. Какое-то количество жертвователей оказались неожиданными жертвователями, т.е. с которыми мы давно не общались или не думали, что откликнутся. Кто-то переводил по несколько раз. А кто-то помог так, что чувство ответственности резко подскочило и ударилось о потолок.


Антон шутит

В итоге, вместе с денежной помощью из подарков у нас заказали 38 цифровых копий будущего альбома, 39 физических, 23 коробки с дискографией, 5 подписанных постеров, 0 бесед по скайпу, 10 футболок, 3 одухотворенные салфетки с текстами песен, 10 личных видеопоздравлений с днем рожденья (на момент написания поста 3 именинника уже осчастливлены), 20 имен, включенных  в оформление диска и 1 ужин с Машей.

Теперь наше дело продолжать трудиться и потихоньку награждать своих спонсоров. С выходом альбома разошлется весь остальной связанный материал (диски, арт и пр.). И, конечно, стоит ли лишний раз говорить, насколько мы благодарны всем участникам? (Стоит).


Правило №10. Нужно сказать о вечеринке:)


Мы решили, что 29 марта все спонсоры и их друзья, находящиеся или заехавшие в Москву, должны прийти в клуб Дума получить очередное спасибо от нас. Приходите! А пока мы продолжим готовиться к записи.






No comments:

Post a Comment